Изготовим ЭЦП за 30 минут

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2022 года, касающиеся обеспечения заявок

Электронная подпись

для любых целей

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2022 года, касающиеся обеспечения заявок

В статье рассмотрим изменения, касающиеся обеспечения заявок на участие в закупках, исполнения контракта, гарантийных обязательств.

Изменятся положения об обеспечении заявок на участие в закупках (с 1 января 2022 года)

(п. 27 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

В новой редакции изложена ст. 44 Закона N 44-ФЗ.

Заказчик будет обязан установить требование об обеспечении заявок при проведении любых конкурентных способов закупок (не только конкурсов и аукционов).

Заказчик вправе не устанавливать такое требование, если НМЦК не превышает 1 млн руб. Этот размер будет указан в ст. 44 Закона N 44-ФЗ (сейчас – в постановлении Правительства РФ).

Размеры обеспечения не изменились:

– если НМЦК не превышает 20 млн руб., – от 0,5% НМЦК до 1% НМЦК;

– если размер НМЦК превышает 20 млн руб., – от 0,5% НМЦК до 5% НМЦК;

Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, которым предоставляются преимущества, предоставляют обеспечение в размере 0,5% НМЦК.

Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок.

Способы предоставления обеспечения не изменились. При проведении электронных процедур участник для подачи заявки выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения путем указания реквизитов специального счета (если обеспечение предоставляется в виде денежных средств) или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в ЕИС (если обеспечение предоставляется в виде независимой гарантии).

Как раньше в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении 3 и более заявок одного участника комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям извещения, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки. Однако теперь в таком же случае предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

Правительство РФ сможет устанавливать особенности порядка предоставления обеспечения заявок участников – иностранных лиц.

Изменятся нормы о независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств (с 1 января 2022 года)

(п. 28 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 45 Закона N 44-ФЗ начнет действовать в новой редакции.

В качестве обеспечения заказчики будут принимать не только банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ и включенными в соответствующий перечень, но и независимые гарантии, выданные:

– государственной корпорацией развития “ВЭБ.РФ”;

– фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ, и включенными в предусмотренный ст. 45 Закона N 44-ФЗ перечень (при закупках исключительно среди СМП и СОНО);

– Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства – члена ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства – члена ЕАЭС, за исключением Российской Федерации).

Независимая гарантия должна будет содержать ИКЗ, при осуществлении которой она предоставляется.

Исключение банка и региональной гарантийной организации из соответствующих перечней не прекращает действия выданных гарантом и принятых заказчиками независимых гарантий и не освобождает гаранта от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких независимых гарантий.

Увеличено число случаев, когда заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “в” п. 34 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Изменения внесены в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

К таким случаям будут относиться любые закупки путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, когда запрос котировок проводится в связи с расторжением контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения).

Дополнен перечень случаев закупок у единственного контрагента, когда требование об обеспечении исполнения контракта можно будет не устанавливать. Теперь к ним будут отнесены и закупки на основании п.п. 53, 55 – 58, 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Изменятся положения об антидемпинговых мерах (с 1 января 2022 года)

(п. 22 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Изменения внесены в ст. 37 Закона N 44-ФЗ

В частности, будет предусмотрено, что при предоставлении обеспечения исполнения контракта в повышенном размере такое обеспечение не может быть менее чем 10% от НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам конкурентной закупки, проводимой исключительно среди СМП и СОНО).

Появятся положения об изменении обеспечения исполнения контракта в случае изменения контракта по соглашению сторон (с 1 января 2022 года)

(пп. “б” п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 95 Закона N 44-ФЗ дополнена новыми ч.ч. 1.3 – 1.7.

Предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменения контракта (те, которые возможны по соглашению сторон) возможны при условии предоставления поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее – контрагент) обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств контрагента, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением, и если при закупке было установлено требование обеспечения исполнения контракта. При этом:

– размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных ч.ч. 7 – 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;

– обеспечение может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;

– если обеспечение осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии;

– если при увеличении цены контракта обеспечение осуществляется путем внесения денежных средств, контрагент вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств контрагента.

Кроме того, во всех случаях изменения контракта:

– при уменьшении цены контракта заказчик возвращает контрагенту денежные средства в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

– при изменении срока исполнения контракта по соглашению сторон устанавливается новый срок возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Предусмотрены особенности обеспечения исполнения контракта жизненного цикла (с 1 января 2022 года)

(п. 34 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 96 Закона N 44-ФЗ дополнена новыми ч. 1.1, 6.2-1, изменена ч. 4

При закупке, предусматривающей заключение контракта жизненного цикла, заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке (если документация составляется), в проекте контракта, в приглашении требование обеспечения исполнения контракта раздельно в части:

– поставки товара или выполнения работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы);

– последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара (далее – последующее обслуживание).

Контракт жизненного цикла заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в части поставки товара или выполнения работы.

При установлении заказчиком требования обеспечения исполнения контракта жизненного цикла:

– размер обеспечения исполнения контракта в части поставки товара или выполнения работы устанавливается по общим правилам, но от стоимости товара или работы (в том числе при необходимости стоимости работ по подготовке проектной документации, стоимости работ по созданию товара);

– размер обеспечения исполнения контракта в части последующего обслуживания устанавливается по общим правилам, но в размере до 10% от стоимости последующих обслуживания.

Изменен нижний предел размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “к” п. 41 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Изменения внесены в абзац первый ч. 16 ст. 108 Закона N 44-ФЗ.

Такой предел снижен с 5% до 0,5% одной из величин, предусмотренных ч. 16 ст. 108 Закона N 44-ФЗ.



Если понравилась статья, нажмите “Поделиться”:



Закрыть меню
Заказ обратного звонка


×