Изготовим ЭЦП за 30 минут

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2022 года, касающиеся контракта

Электронная подпись

для любых целей

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2022 года, касающиеся контракта

Появится определение отдельного этапа исполнения контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “а” п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Часть 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новым п. 8.4.

В силу новой нормы отдельный этап исполнения контракта – это часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Сократятся с 30 дней до 15 рабочих дней сроки оплаты исполненного по контрактам (с 1 января 2022 года)

(п. 5 ст. 2 Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

Изменения внесены в ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Если иное не предусмотрено законодательством, срок оплаты заказчиком товара, работы (ее результатов), услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам закупки, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Заключать контракт сразу с несколькими участниками закупки можно будет по результатам конкурсов. Увеличено число случаев, когда это допустимо (с 1 января 2022 года)

(пп. “в” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Соответствующие изменения внесены в ч. 10 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Заключение контрактов с несколькими участниками закупки будет допускаться и в случаях проведения конкурса на:

– выполнение составляющих один предмет контракта двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта;

– выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем;

– поставку программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационного оборудования.

Правительство РФ будет вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками (с 1 января 2022 года)

(пп. “г” п. 20 ст. 5, ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

В новой редакции изложена ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Соответственно, старые правила, касающиеся типовых контрактов, утратят силу.

Условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до 1 января 2022 года, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2022 года), до утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов.

Контракт, который заключается по итогам закупки с НЦЕ и максимальным значением цены контракта, должен содержать новое условие об оплате (с 1 января 2022 года)

(пп. “д” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Новым положением дополнен п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Если количество поставляемых товаров, объем работ, услуг невозможно определить, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

В контракт может быть включено условие об удержании неустойки из суммы, подлежащей оплате контрагенту (с 1 января 2022 года)

(пп. “ж” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Новым положением дополнена ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

В контракт может быть включено условие об удержании суммы неисполненных контрагентом требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате контрагенту.

Предусмотрено, что в контракт жизненного цикла должна включаться стоимость жизненного цикла (с 1 января 2022 года)

(пп. “з” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Новыми положениями дополнена ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

В контракте жизненного цикла должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:

1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);

2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

Определены работы в отношении объекта культурного наследия, которые могут быть предметом одного контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “и” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 34 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 16.2.

Предметом контракта могут быть одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению такого объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Определены работы, которые могут быть предметом одного “строительного” контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “и” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 34 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 16.3.

В случае включения в описание объекта закупки типовой проектной документации предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства.

Запрет на изменение условий контракта трансформируется в запрет на изменение его существенных условий (с 1 января 2022 года)

(пп. “б” п. 20 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Соответствующее изменение внесено в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Изменятся положения об изменении контрактов (с 1 января 2022 года)

(пп. “а”, пп. “б” п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 95 Закона N 44-ФЗ начнет действовать в новой редакции.

Утратит силу положение о том, что изменение перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ условий контракта по соглашению сторон возможно, если это предусмотрено документацией о закупке и контрактом либо контрактом (при закупке у единственного поставщика). Таким образом, внести такие изменения в контракт по соглашению сторон будет возможно даже в том случае, если в контракте заранее такая возможность не предусмотрена.

Положения об изменении по соглашению сторон “строительных” контрактов начнут применяться и к “строительным” контрактам жизненного цикла.

Появятся новые случаи изменения контракта. Так, изменение существенных условий контракта по соглашению сторон будет возможно и в случаях:

– если при исполнении контракта, предусмотренного ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Указанное изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что это изменение не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30%;

– если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;

– если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется, если обосновано в письменной форме на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменения (которые возможны по соглашению сторон контракта) могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Кроме того, будет предусмотрено, что если при исполнении контракта, предусмотренного ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости.

Соглашение об изменении условий контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, будет заключаться с использованием ЕИС.

Изменится порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “д”, пп. “е” п. 33 ст. 5, п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Часть 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ утратит силу, до 1 июля 2022 года односторонний отказ заказчика от исполнения контракта будет осуществляться в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур, в т. ч. закрытых и закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик до 1 июля 2022 года:

– направляет решение поставщику, подрядчику, исполнителю (далее – контрагент) в порядке, рассмотренном ниже;

– не позднее дня направления решения размещает такое решение в ЕИС;

– в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма либо информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении 15 дней, считая с даты размещения решения в ЕИС.

До 1 июля 2022 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам любой закупки, передается лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку или направляется контрагенту по адресу, указанному в контракте. Выполнение заказчиком этих требований считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

– дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени контрагента, в расписке о получении решения (при передаче решения лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку);

– дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма либо (для заказчиков, перечисленных в ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, информации о возврате письма по истечении срока хранения (при направлении решения заказным письмом).

С 1 июля 2022 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направляется в указанном порядке только если контракт был заключен по результатам закупок, перечисленных в ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (неэлектронных). К таким закупкам в том числе относятся закупки у единственного контрагента (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Появится порядок отмены решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам неэлектронной закупки (с 1 января 2022 года)

(пп. “ж” п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Вступит в силу новая ч. 14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

В случае отмены заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в ЕИС, на официальном сайте при закупке) и ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем такой отмены, передает лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку или направляет контрагенту с соблюдением требований законодательства о государственной тайне по адресу контрагента, указанному в контракте, уведомление об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик будет обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если в ходе исполнения контракта контрагент и (или) товар перестали соответствовать требованиям к участникам закупки (кроме требования об отсутствии сведений в РНП) и (или) товару (с 1 января 2022 года)

(пп. “з” п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Соответствующие изменения внесены в п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Начнет применяться новый порядок заключения контракта с участником закупки при расторжении контракта с победителем такой закупки (с 1 января 2022 года)

(пп. “м” п. 33 ст. 5, п. 2 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Вступит в силу п. 2 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Контракт в таком случае будет заключаться в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. При этом до 1 июля 2022 года при расторжении контракта, заключенного по результатам как электронной, так и неэлектронной закупки контракт заключается в порядке, предусмотренном для заключения контракта по результатам проведения закрытого конкурса.

С 1 июля 2022 года контракт в указанном порядке будет заключаться только в случаях, если расторгнутый контракт был заключен по результатам закупок, перечисленных в п. 2 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (неэлектронных). К таким закупкам в том числе относятся закупки у единственного контрагента (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Начнет применяться новый порядок направления контрагентом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (с 1 января 2022 года)

(пп. “п” п. 33 ст. 5, п. 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Вступит в силу ч. 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

В случае принятия поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее – контрагент) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам как электронных, так и неэлектронных закупок, до 1 июля 2022 года такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте.

Выполнение контрагентом этих требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

– дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения (при передаче решения лично под расписку);

– дата получения контрагентом подтверждения о вручении заказчику заказного письма либо дата получения контрагентом информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате письма по истечении срока хранения (при направлении решения заказным письмом).

С 1 июля 2022 года решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта в указанном порядке будет направляться только в случаях, если контракт был заключен по результатам закупок, перечисленных в ч. 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (неэлектронных). К таким закупкам в том числе относятся закупки у единственного контрагента (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Предусмотрен порядок приемки исполненного по контракту с использованием ЕИС, а также содержание документа о приемке (с 1 января 2022 года)

(пп. “д” п. 32 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 94 Закона N 44-ФЗ дополнена новыми ч.ч. 13 и 14.

Информация, которая должна содержаться в документе о приемке исполненного по контракту, перечислена в п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона 44-ФЗ. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. Если информация, содержащаяся в таких документах, не соответствует информации из документа о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.

Порядок приемки единый для всех случаев исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур (в том числе закрытых, за некоторыми исключениями):

– поставщик, подрядчик, исполнитель (далее – контрагент) в установленный в контракте срок размещает в ЕИС подписанный документ о приемке;

– документ о приемке автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику;

– в срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик (если создавалась приемочная комиссия, то сначала ее члены, а потом заказчик) либо подписывает и размещает в ЕИС документ о приемке, либо размещает в ЕИС мотивированный отказ от его подписания с указанием причин отказа;

– документ о приемке или мотивированный отказ направляются автоматически с использованием ЕИС контрагенту;

– в случае получения мотивированного отказа контрагент вправе устранить причины, указанные в таком отказе, и после этого опять направить заказчику подписанный документ о приемке.

Датой приемки считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.

Внесение исправлений в документ о приемке осуществляется путем размещения в ЕИС исправленного документа о приемке, подписанного сторонами контракта.

Установлены особенности оформления документа о приемке при исполнения контракта жизненного цикла (с 1 января 2022 года)

(пп. “г” п. 32 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 94 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 7.2.

При исполнении контракта жизненного цикла оформление документа о приемке поставленного товара или выполненной работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы) осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком) в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, обеспечения исполнения контракта в части последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.



Если понравилась статья, нажмите “Поделиться”:



Закрыть меню
Заказ обратного звонка


×