Изготовим ЭЦП за 30 минут

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2022 года, касающиеся процедуры осуществления закупки

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2022 года, касающиеся процедуры осуществления закупки

Появится общая для открытых способов закупок норма об извещении об осуществлении закупки (с 1 января 2022 года)

(п. 27 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Составление документации о закупке при проведении открытых закупок не предусмотрено. Вся информация о закупке будет содержаться в извещении об осуществлении закупки (далее – извещение).

Положения об извещении будут содержаться в ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Извещение будет формироваться с использованием ЕИС и должно будет содержать перечисленную в этой норме информацию.

В ст. 42 Закона N 44-ФЗ также будут предусмотрены сроки размещения извещения в ЕИС для всех открытых способов:

– не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе;

– не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, за исключением случаев, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб., при которых извещение размещается не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок;

– не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок.

Кроме того, в ст. 42 Закона N 44-ФЗ будут установлены правила внесения изменений в извещение.

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом о разъяснении положений извещения при проведении электронного конкурса или электронного аукциона (при электронном запросе котировок такие запросы не предусмотрены) вправе внести изменения в извещение, которые формируются с использованием ЕИС и размещаются в ЕИС, не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок не допускаются. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения изменений, до даты окончания срока подачи заявок он составлял:

– при проведении электронных конкурсов – не менее 10 дней;

– при проведении электронных аукционов – не менее 7 дней;

– при проведении электронных аукционов, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб., – не менее 3 дней;

– при проведении электронных запросов котировок – не менее 3 дней.

Появится общая для всех конкурентных способов закупок норма о заявке на участие в закупке (с 1 января 2022 года)

(п. 27 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Положения о заявке на участие в конкурентной закупке будут содержаться в ст. 43 Закона N 44-ФЗ.

В данной норме будут перечислены информация и документы, которые участник должен представить в составе заявки, а также иные положения касающиеся заявок.

В том числе, будут установлены случаи возврата заявок участнику оператором электронной площадки и порядок отзыва поданной заявки участником.

Предусмотрены новые правила отмены закупки (с 1 января 2022 года)

(п. 21 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 36 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции.

Как и прежде, по истечении сроков, предусмотренных ст. 36 Закона N 44-ФЗ, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Установлены новые общие правила отмены закупок при проведении электронных процедур и закрытых электронных процедур:

– заказчик не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок формирует с использованием ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает его в ЕИС. С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;

– оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки и направляют им уведомление о размещении в ЕИС извещения об отмене закупки.

Также установлено, что при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона заказчик не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок возвращает участникам поданные заявки и направляет всем участникам закупки, которым направлено приглашение, уведомление об отмене закупки. С момента такого направления закупка считается отмененной.

Прямо указано, что запрет на переговоры с участниками закупок действует только при конкурентных закупках (с 1 января 2022 года)

(п. 29 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Соответствующие изменения внесены в ч. 1 ст. 46 Закона N 44-ФЗ.

Изменены нормы о комиссии по осуществлению закупок (с 1 января 2022 года)

(п. 24 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Изменения внесены в ч.ч. 2.1, 3, 4, 6 и 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

Во-первых, не будет отдельных норм о конкурсной, аукционной, котировочной и единой комиссиях.

Во-вторых, минимальное число членов комиссии будет составлять 3 человека (в настоящее время в конкурсных, аукционных и единых комиссиях должно быть не менее 5 человек).

В-третьих, расширится перечень лиц, которые не смогут быть членами комиссии. Так, будет указано, что членами комиссии не могут быть в том числе физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупки (если она составлялась), заявок на участие в конкурсе, оценки соответствия участников закупки дополнительным требованиям.

В-четвертых, членам комиссии будет разрешено участвовать в заседании комиссии с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства о защите государственной тайны.

Установлены случаи и порядок признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся (с 1 января 2022 года)

(пп. “б” п. 30 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Случаи признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся и последствия такого признания будут предусмотрены в ст. 52 Закона N 44-ФЗ.

Открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях:

– по окончании срока подачи заявок подана только 1 заявка;

– по результатам рассмотрения заявок только 1 заявка соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки;

– по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки;

– по результатам рассмотрения заявок комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки;

– все участники, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта;

– заказчик отказался от заключения контракта с участником, который не соответствует требованиям к участникам и подал заявку, которая является единственной;

– заказчик отказался от заключения контракта с участником, который не соответствует требованиям к участникам и подал заявку, признанную единственной соответствующей требованиям извещения.

В первых двух случаях контракт заключается с участником, подавшим заявку, если она будет признана соответствующей требованиям извещения, на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом порядок действий заказчика после признания закупки несостоявшейся и до заключения контракта зависит от способа закупки.

В оставшихся пяти случаях признания закупки несостоявшейся заказчик вправе осуществить новую конкурентную закупку либо осуществить закупку у единственного контрагента в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Установлен новый порядок заключения контракта по результатам открытой конкурентной процедуры (с 1 января 2022 года)

(пп. “б” п. 30 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Порядок заключения контракта по результатам открытой электронной процедуры будет предусмотрен ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, особенности заключения контракта по результатам электронного запроса котировок будут установлены ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.

Контракт заключается с победителем определения контрагента или с иным участником после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения контрагента либо протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта.

Контракт заключается после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (если такое требование было установлено в извещении об осуществлении закупки (далее – извещение)).

Участники, заявки которых не были отозваны в ходе закупки, обязаны подписать контракт.

Заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта с условиями, определенными по результатам закупки.

В этот момент заказчик вправе (за исключением случая, когда количество товаров невозможно определить) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, определенной по результатам закупки, и НМЦК. При этом цена единицы товара не должна превышать частное от деления цены контракта, определенной по результатам закупки, на количество товара, предусмотренное в извещении. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на таких условиях путем формирования протокола разногласий;

Далее участник, с которым заключается контракт, выполняет одно из следующих действий:

– размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (если оно требуется), представляет заказчику информацию и документы об антидемпинговых мерах (если требуется), вносит плату за заключение контракта (при аукционе на право заключения контракта);

– размещает на электронной площадке и в ЕИС протокол разногласий, если условия проекта контракта не соответствуют извещению и заявке участника либо участник не согласен поставлять увеличенное по сравнению с извещением количество товаров;

– размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта, если контракт заключается по причине расторжения ранее заключенного контракта.

После этого заказчик осуществляет одно из следующих действий:

– размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт (если участник со своей стороны выполнил все необходимые для этого действия);

– размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта, учитывающий информацию из протокола разногласий;

– размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта, частично учитывающий информацию из протокола разногласий или не учитывающий ее совсем. В этом случае заказчик также размещает в ЕИС информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.

Если к этому моменту контракт еще на заключен, то участник размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (если оно требуется), представляет заказчику информацию и документы об антидемпинговых мерах (если требуется), вносит плату за заключение контракта (при аукционе на право заключения контракта). После этого заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт.

Контракт считается заключенным в день размещения подписанного заказчиком контракта в ЕИС.

Если участник, который обязан подписать проект контракта, не сделал этого, он считается уклонившимся от заключения контракта.

При уклонении участника от заключения контракта заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол об уклонении участника и направляет в контрольный орган обращение о включении сведений об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Если участник уклонился от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с участником по причине несоответствия последнего требованиям к участникам закупки, заказчик в рассмотренном выше порядке заключает контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в ходе закупки.

Заключение контракта по результатам электронного запроса котировок осуществляется в более короткие сроки. Кроме того:

– заказчик не вправе увеличить количество товаров в проекте контракта;

– участник не имеет возможности сформировать протокол разногласий.

Совместные конкурсы и аукционы будут проводиться по новым правилам (с 1 января 2022 года)

(п. 12 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 25 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции.

Порядок проведения совместных торгов будет определяться Законом N 44-ФЗ, а не постановлением Правительства РФ.

По сути правила проведения совместных торгов, не изменятся, за исключением следующего:

– в соглашении о проведении совместных торгов не указывается ИКЗ;

– новые нормы не предусматривают оплаты расходов организатора совместных торгов, связанных с их организацией и проведением, а также порядка несения расходов сторонами соглашения на проведение совместных торгов;

– извещение об осуществлении совместной закупки должно содержать НМЦ каждого контракта, заключаемого по итогам совместной закупки, и сумму таких НМЦ, а в случае, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить, – НЦЕ товара, работы, услуги, а также начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместных торгов;

– участник закупки подает предложение о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, предусматривающее снижение суммы НМЦ всех таких контрактов. В случае, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить, участник подает предложение о сумме цен единиц товара, работы, услуги;

– контракт по результатам проведения совместных торгов заключается каждой стороной соглашения о проведении совместных торгов в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Цена контракта определяется путем уменьшения НМЦ соответствующего контракта пропорционально предложенному участником закупки снижению суммы НМЦ всех контрактов. В случае, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить, в проект каждого контракта включается максимальное значение цены соответствующего контракта, а также цена единицы товара, работы, услуги, которая определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы пропорционально снижению начальной суммы цен указанных единиц, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.

Определены особенности выделения лотов при проведении закрытых конкурсов и аукционов (с 1 января 2022 года)

(п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 24 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции. Особенности выделения лотов при проведении закрытых конкурсов и аукционов не в электронной форме предусмотрены в ч. 14 этой нормы.

При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в приглашении, в документации о закупке отдельно указываются:

– объект закупки,

– НМЦК и ее обоснование,

– размер обеспечения заявки (если такое требование установлено заказчиком),

– сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,

– размер обеспечения исполнения контракта (если такое требование установлено заказчиком),

– размер обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено заказчиком).

При выделении лотов:

– участник подает 1 заявку в отношении определенного лота;

– заказчик вправе отменить закупку в отношении определенного лота;

– закупка признается несостоявшейся в части определенного лота;

– в отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Школа торгов

Если понравилась статья, нажмите “Поделиться”:

Закрыть меню