Изготовим ЭЦП за 30 минут

Участие в открытых конкурентных электронных закупках по Закону N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)

Участие в открытых конкурентных электронных закупках по Закону N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)

Виды открытых конкурентных электронных закупок по Закону N 44-ФЗ

В ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены следующие виды электронных конкурентных закупок:

  • конкурс в электронной форме (электронный конкурс);
  • аукцион в электронной форме (электронный аукцион);
  • запрос котировок в электронной форме (электронный запрос котировок).

Электронный конкурс (далее – конкурс) – это способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагент), при котором победителем признается участник закупки (далее – участник), который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке (далее – заявка) которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (далее – извещение) (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Электронный аукцион (далее – аукцион) – это способ определения контрагента, при котором победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, – наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Электронный запрос котировок (далее – запрос котировок) – это способ определения контрагента, при котором победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) (ч. 9 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Предварительные действия, необходимые для участия в открытых конкурентных электронных закупках по Закону N 44-ФЗ

Для того, чтобы иметь возможность принимать участие в электронных закупках (в том числе путем проведения конкурса) участник должен предварительно:

  • получить усиленную электронную подпись (см. ст. 5 Закона N 44-ФЗ). Подробно о применении электронной подписи при закупках смотрите в отдельном материале
  • зарегистрироваться в ЕИС (ч. 1 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). Плата за это не взимается (ч. 2 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация об участнике вносится в единый реестр участников закупок (ч. 1 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). Правила регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60. Подробно этот вопрос рассмотрен в отдельном материале;
  • убедиться, что не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации в ЕИС операторы аккредитовали участника на всех электронных площадках, на которых проводятся закупки (ч. 4 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). Реестр участников, аккредитованных на электронной площадке, размещен на каждой такой площадке (ч. 4.2 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ). Подробно об электронных площадках и об аккредитации на них смотрите в отдельном материале;
  • соответствовать единым требованиям, которые предъявляются к участникам закупки. Они перечислены в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и подробно рассмотрены в отдельном материале. При проведении отдельных закупок заказчик должен устанавливать также дополнительные требования к участникам (рассмотрены в отдельном материале). Соответственно, для участия в таких закупках участник также должен соответствовать и дополнительным требованиям.

После регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке участник может участвовать в интересующих его закупках путем подачи заявок (ч. 5 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).

Выбор участником открытых конкурентных электронных закупок по Закону N 44-ФЗ для участия в них

Выбрать подходящие для участия закупки можно на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru), где размещены:

  • планы-графики (см. ст. 16 Закона N 44-ФЗ) (подробно рассмотрены в отдельном материале). В них заказчики отражают закупки, которые они планируют осуществить в текущем году и плановом периоде;
  • извещения заказчиков (см. ст. 42 Закона N 44-ФЗ), в которых отражена информация о закупках, которые осуществляются в настоящее время.

В извещении указываются все условия закупки, в том числе, следующая информация:

  • способ закупки (п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
  • закупаемые товары, работы, услуги (пп. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
  • адрес электронной площадки, на которой проводится закупка, в сети “Интернет” (п. 4 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
  • преимущество для субъектов малого предпринимательства (далее – МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО), которые выражаются в том, что участником закупки могут быть только такие субъекты (п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Это преимущество подробно рассмотрено в отдельном материале;
  • условия, запреты и ограничения допуска к закупке иностранных товаров, работ, услуг, установленных в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
  • начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) или начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта (п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
  • размер и порядок предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств (пп. 16 и 17 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Способы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, вопросы, связанные с гарантийными обязательствами, подробно рассмотрены в отдельных материалах;
  • дата и время окончания срока подачи заявок (п. 21 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
  • проект контракта (п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Подача заявки на участие в открытой конкурентной электронной закупке по Закону N 44-ФЗ

Для участия в закупке участник может подать только 1 заявку до окончания даты и времени окончания срока подачи заявок, указанных в извещении (п. 21 ч. 1 ст. 42, чч. 1 и 4 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Для этого он направляет заявку оператору электронной площадки (п. 1 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).

Заявки на участие в любых конкурентных электронных закупках должны содержать предложение участника в отношении закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг (п. 2 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Заявки на участие в электронном конкурсе и в электронном запросе котировок должны содержать также предложение участника о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

В заявке на участие в электронном аукционе ценовое предложение не указывается (см. ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Подавшие заявки участники подают свои ценовые предложения в ходе проведения аукциона (ч. 2 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).

Содержание заявки для каждого открытого конкурентного электронного способа закупки подробно рассмотрено в отдельных материалах.

При предложении цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги при проведении электронного конкурса и электронного аукциона нужно учитывать антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ.

В частности, в силу чч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в случае, когда участник, с которым заключается контракт по итогам процедуры закупки, снизил цену на 25% и более по отношению к НМЦК либо к начальной сумме цен единиц товаров, работ, при заключении контракта он должен предоставить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере либо информацию, подтверждающую его добросовестность.

Заключение контракта по итогам открытой конкурентной электронной закупки по Закону N 44-ФЗ

Контракт по итогам открытой конкурентной закупки заключается по цене, предложенной участником (подп. “б” п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Исключением являются закупки ряда товаров, работ, услуг, по итогам которых контракт заключается с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы или с организацией инвалидов, указанной в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. В этих случаях цена контракта увеличивается на 15% по сравнению с предложенной участником. Подробнее о преимуществах названным участникам закупки смотрите в отдельном материале.

Заключение контракта для победителя закупки либо для иного указанного в Законе N 44-ФЗ участника закупки обязательно (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Подробнее о заключении контракта смотрите в отдельных материалах.

Плата за участие в закупках по Закону N 44-ФЗ

С лица, с которым заключается контракт взимается плата в соответствии с Правилами, утвержденными в соответствии с ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 (далее – Постановление N 564).

Предельные размеры такой платы предусмотрены п. 2 Постановления N 564 и составляют:

  • в общем случае – 1% НМЦК и не больше чем 5 тыс. руб. без учета НДС;
  • при конкурентных электронных закупках исключительно среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (это ограничение указывается в извещении) – не больше 1% НМЦК и не больше чем 2 тыс. руб.

Внимание
С 3 мая 2022 года вступил в силу Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252 (далее – Указ N 252). Указ N 252 в том числе запрещает федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (подп. “а” п. 2 Указа N 252).

Во исполнение Указа N 252 постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 (далее – Постановление N 851), которое вступило в силу с 11 мая 2022 года, утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее – Перечень).

В п. 2 Постановления N 851 установлен запрет на совершение действий в соответствии с подп. “а” п. 2 Указа N 252 с лицами, указанными в Перечне, а также находящимися под их контролем организациями.

В п. 3 Постановления N 851 определены дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых запрещается в соответствии с Указом N 252.

Поскольку в Указе N 252 и Постановлении N 851 не указано иного, указанные выше запреты на совершение сделок распространяются на всех заказчиков.


Школа


Если понравилась статья, нажмите “Поделиться”:



Закрыть меню