Сокращено количество конкурентных способов закупок (с 1 января 2022 года)
(п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Статья 24 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции.
Конкурентными способами закупок являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее – электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее – закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее – электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее – закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее – электронный запрос котировок).
Таким образом, из числа способов закупок исключены:
– конкурс с ограниченным участием (как не в электронной, так и в электронной форме);
– двухэтапный конкурс (как не в электронной, так и в электронной форме);
– открытый конкурс не в электронной форме;
– запрос котировок не в электронной форме;
– запрос предложений (как не в электронной, так и в электронной форме).
Аукционные перечни сохраняются. Товары, работы, услуги, включенные в такие перечни, нельзя, как и прежде, закупать путем проведения конкурса. Отдельно указано, что услуги по организации отдыха детей и их оздоровления, которые раньше относились к случаю проведения конкурса с ограниченным участием, нельзя закупать путем проведения аукциона.
Изменены случаи проведения запроса котировок в электронной форме (с 1 января 2022 года)
(п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Статья 24 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции. Случаи, когда заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, содержатся в ч. 10 этой нормы.
Во-первых, электронный запрос котировок заказчик вправе провести в случае, если при НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых этим способом, не должен превышать 20% СГОЗ заказчика или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.
Во-вторых, электронный запрос котировок заказчик вправе провести независимо от НМЦК и годового объема закупок в случае:
– закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе, предусматривающее в том числе отмену протокола подведения итогов определения контрагента, либо если арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением ранее заключенного контракта, либо если ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут. Срок исполнения контракта не может выходить за пределы срока, необходимого для определения контрагента таких товаров, а количество закупаемых товаров не может превышать количество товаров, необходимых в течение такого срока;
– закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, который расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения;
– закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
– закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
– закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
– закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
– закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
– закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлены правила проведения электронного конкурса (с 1 января 2022 года)
(пп. “б” п. 30 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Правила проведения электронного конкурса будут предусмотрены ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Электронный конкурс начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (далее – извещение).
Заявка на участие в закупке (далее – заявка) состоит из 3 частей:
– первая часть должна содержать предложение участника в отношении объекта закупки;
– вторая часть должна содержать информацию и документы об участнике закупки, документы, подтверждающие соответствие товара, работы, услуги требованиям законодательства (в определенных случаях), информацию и документы об условиях, запретах и ограничениях допуска к закупке (в определенных случаях);
– третья часть должна содержать предложение участника о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
После окончания срока подачи заявок члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают первые части заявок, направленные оператором электронной площадки (далее – оператор), и принимают решение о признании первой части заявки соответствующей извещению или об отклонении заявки. Если первая часть заявки признана соответствующей извещению, то члены комиссии оценивают ее по следующим критериям оценки заявок: расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, а также качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (если они установлены извещением). После этого заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок и направляет его оператору.
Получив протокол, оператор направляет каждому подавшему заявку участнику уведомление, которое в том числе содержит информацию о наилучшем предложении в отношении объекта закупки, содержащемуся в соответствующей извещению заявке, без указания подавшего ее участника, а также о дате и времени проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Если установлены запреты, ограничения, условия допуска к закупкам иностранных товаров, в уведомление включается информация о наличии соответствующих извещению заявок, содержащих информацию об иностранных товарах, а также заявок, содержащих информацию о российских товарах, без указания подавших их участников.
В течение процедуры подачи ценовых предложений (1 час) участники, заявки которых соответствуют извещению, вправе подать с использованием электронной площадки 1 ценовое предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Не допускается подача предложения, равного нулю, а также равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки. Если участник не подал ценовое предложение, его ценовым предложением считается предложение, содержащееся в третьей части заявки.
По окончании процедуры оператор формирует протокол подачи ценовых предложений и направляет заказчику вторые части заявок, первые части которых признаны соответствующими извещению.
Комиссия по осуществлению закупок рассматривает вторые части заявок и принимает решение о признании их соответствующими извещению или об отклонении заявки. Если вторая часть заявки признана соответствующей извещению, то члены комиссии оценивают ее по критерию оценки заявок “квалификация участника” (если он установлен извещением). После этого заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и направляет его оператору.
После получения протокола оператор направляет заказчику ценовые предложения участников, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению, а также размещает на электронной площадки протокол рассмотрения первых частей заявок и протокол рассмотрения вторых частей заявок.
Далее закупочная комиссия оценивает ценовые предложения участников по ценовому критерию оценки заявок и на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок, а также оценки ценовых предложение присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта с учетом нормативных актов о запретах, ограничениях и условиях допуска иностранных товаров (если они применяются). Заявке победителя присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. После этого заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения контрагента и направляет его оператору, который размещает протокол в ЕИС и на электронной площадке.
После размещения итогового протокола участник, принимавший участие в закупке, не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору с использованием электронной площадки запрос о разъяснении информации, содержащейся в итоговом протоколе в отношении его заявки. Оператор направляет этот запрос заказчику, который, в свою очередь, направляет разъяснения оператору. Далее оператор направляет эти разъяснения участнику с использованием электронной площадки.
Также установлены особенности проведения электронного конкурса в случаях, когда:
– в извещении не установлены следующие критерии оценки заявок: расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, а также качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– заказчик включил в описание объекта закупки проектную документацию, или типовую проектную документацию, или смету на капремонт объекта капстроительства.
Установлены правила проведения электронного аукциона (с 1 января 2022 года)
(пп. “б” п. 30 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Правила проведения электронного аукциона будут предусмотрены ст. 49 Закона N 44-ФЗ.
Электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (далее – извещение).
Участники, подавшие заявки, вправе в течение процедуры подачи ценовых предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение НМЦК либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (за исключением случая, когда цена снижена до 0,5% НМЦК либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги и ниже и в связи с этим проводится аукцион на право заключения контракта).
Ценовое предложение должно быть меньше текущего минимального ценового предложения на “шаг аукциона”, который составляет от 0,5% до 5% НМЦК либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Допускается подавать ценовые предложения и независимо от “шага аукциона”.
Не допускается подача участником ценового предложения:
– равного нулю;
– равного ранее поданному таким участником или превышающего его;
– которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах “шага аукциона”;
– которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником.
Оператор электронной площадки (далее – оператор) с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям закона.
Оператор указывает на электронной площадке все поданные ценовые предложения и время их поступления без указания информации о подавших их участниках, а также оставшееся время приема ценовых предложений
Общее время приема ценовых предложений не должно превышать 5 часов. При этом ценовое предложение должно поступать не реже чем 1 раз в 4 минуты. В течение 10 минут после окончания времени приема ценовых предложений участник вправе подать 1 ценовое предложение не ниже чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приема ценовых предложений.
Если участник не подал ни одного ценового предложения, его минимальным ценовым предложением считается НМЦК либо начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до 0,5% НМЦК либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта с учетом следующих особенностей:
– по результатам процедуры определяется размер платы, которая вносится участником за заключение контракта. Этот размер указывается в качестве цены контракта;
– участники вправе подать ценовые предложения, предусматривающие увеличение ценового предложения, из-за которого аукцион трансформировался в аукцион на право заключения контракта;
– процедура подачи ценовых предложений проводится путем повышения текущего максимального ценового предложения на величину в пределах “шага аукциона”, составляющего до 5 млн руб.;
– не допускается подача ценового предложения, размер которого превышает 100 млн руб.
После завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке возрастания предложенной участником цены (если проводился аукцион на право заключения контракта, порядковые номера заявкам присваиваются в порядке убывания предложенной участником цены). Если несколько участников подали одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке участника, который подал ценовое предложение ранее других. При присвоении порядкового номера заявкам участников без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.
Далее оператор формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на электронной площадке и направляет заказчику вместе с заявками участников.
После этого члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки и принимают решение о признании каждой заявки соответствующей извещению или об отклонении заявки. Каждой признанной соответствующей извещению заявке присваивается порядковый номер по тем же правилам, по которым ранее порядковые номера присваивались заявкам оператором, но с учетом положений нормативных актов, устанавливающий запреты, ограничения и условия допуска к закупкам иностранных товаров (если они применяются). Заявке победителя присваивается первый номер.
Далее заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения контрагента и направляет его оператору.
Получив протокол, оператор размещает его в ЕИС и на электронной площадке.
Принимавший участие в закупке участник не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору с использованием электронной площадки запрос о разъяснении порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником. Участнику соответствующие разъяснения направляет оператор с использованием электронной площадки.
После размещения итогового протокола участник, принимавший участие в закупке, не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору с использованием электронной площадки запрос о разъяснении информации, содержащейся в итоговом протоколе в отношении его заявки. Оператор направляет этот запрос заказчику, который, в свою очередь, направляет разъяснения оператору. Далее оператор направляет эти разъяснения участнику с использованием электронной площадки.
Установлены правила проведения электронного запроса котировок (с 1 января 2022 года)
(пп. “б” п. 30 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Правила проведения электронного запроса котировок будут предусмотрены ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
Электронный запрос котировок начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (далее – извещение).
После окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки (далее – оператор) направляет заказчику поданные заявки.
Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки и принимает решение о признании каждой заявки соответствующей извещению или о ее отклонении.
Каждой соответствующей извещению заявке закупочная комиссия присваивает порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, предложенных подавшим заявку участником, с учетом нормативных актов, устанавливающих запреты, ограничения, условия допуска к закупкам иностранных товаров (если они применяются). Заявке победителя присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее.
Заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения контрагента и направляет его оператору.
Получив протокол, оператор размещает его в ЕИС и на электронной площадке.
После размещения итогового протокола участник, принимавший участие в закупке, не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору с использованием электронной площадки запрос о разъяснении информации, содержащейся в итоговом протоколе в отношении его заявки. Оператор направляет этот запрос заказчику, который, в свою очередь, направляет разъяснения оператору. Далее оператор направляет эти разъяснения участнику с использованием электронной площадки.
Изменены случаи проведения закрытых конкурентных закупок (с 1 января 2022 года)
(п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Статья 24 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции. Случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупки закрытыми способами, содержатся в ч. 11 этой нормы.
Закрытые конкурентные способы применяются в случаях:
1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) закупок услуг по страхованию, транспортировке, охране:
а) ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
б) музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, в том числе в случае их передачи и (или) получения заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения РФ по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту зданий и сооружений, по уборке таких зданий и сооружений, прилегающих к ним территорий, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
5) закупок товаров, работ, услуг федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями. Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством РФ;
6) закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и специальной техники;
7) закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию) космических материалов и космических технологий, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию), модернизации, поставке, ремонту, сервисному обслуживанию, использованию (эксплуатации), утилизации космической техники, по разработке, производству и поставке объектов космической инфраструктуры.
Новыми случаями осуществления закрытых закупок являются п.п. 4 – 7 и частично п. 5. Закупки, перечисленные в п.п. 1 – 3 и частично в п. 5, и раньше осуществлялись закрытыми способами.
Кроме того, в новой ч. 12 ст. 24 Закона N 44-ФЗ установлено, в случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы.
В случаях, указанных в п.п. 3 – 7 ч. 11, ч. 12 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, проводятся закрытый электронный конкурс или закрытый электронный аукцион.
Правительство РФ вправе установить:
1) случаи проведения закрытых электронных процедур при осуществлении закупок, предусмотренных п.п. 1 и 2 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ;
2) особенности проведения закрытых электронных процедур, аккредитации на специализированных электронных площадках;
3) случаи заключения контракта по результатам проведения закрытых электронных процедур без использования ЕИС.
Установлены новые правила проведения закрытых конкурентных закупок (с 1 января 2022 года)
(пп. “д” п. 30, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Положения о закрытых конкурентных способах закупок будут содержаться в ст. 72 – 77 Закона N 44-ФЗ.
При применении закрытых конкурентных способов:
– заказчик разрабатывает и утверждает документация о закупке (далее – документация);
– приглашение, документация, внесенные в нее изменения, разъяснения положений документации, проект контракта, протоколы, составленные (сформированные) в ходе закупки, не подлежат размещению на официальном сайте, опубликованию в СМИ;
– не допускается предоставлять документацию, внесенные в нее изменения, направлять запросы об ознакомлении с документацией, запросы о предоставлении документации, запросы о даче разъяснений положений документации, предоставлять такие разъяснения в форме электронных документов (за исключением проведения закрытых электронных процедур);
– по общему правилу не допускается аудио- и видеозапись;
– при заключении контракта по результатам закрытого неэлектронного конкурса и закрытого неэлектронного аукциона ЕИС не используется, информация и документы в ЕИС и на специализированной электронной площадке не размещаются.
Закрытый конкурс, закрытый аукцион проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Чтобы его получить, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение направляет обращение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона.
Правила проведения закрытых конкурентных закупок будут содержаться в следующих нормах:
– проведение закрытого конкурса – ст. 73 Закона N 44-ФЗ;
– проведение закрытого аукциона – ст. 74 Закона N 44-ФЗ;
– проведение закрытого электронного конкурса – ст. 75 Закона N 44-ФЗ;
– проведение закрытого электронного аукциона – ст. 76 Закона N 44-ФЗ.
Случаи, порядок и последствия признания закупки, которая проводилась закрытым конкурентным способом, несостоявшейся, установлены ст. 77 Закона N 44-ФЗ. В тех случаях, когда закупка признана несостоявшейся по причине наличия только одной заявки, соответствующей требованиям документации, контракт заключается в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В тех случаях, когда закупка признана несостоявшейся, но такая заявка отсутствует, заказчик вправе осуществить новую конкурентную закупку либо осуществить закупку у единственного контрагента в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Закрытые закупки, извещения об осуществлении которых размещены, приглашения принять участие в которых направлены по 31 декабря 2021 года включительно, проводятся по старым правилам. Подача заявок на участие в таких закупках и участие в них допускаются без регистрации в ЕИС.
Если понравилась статья, нажмите “Поделиться”: