Российская организация заключает договор с организацией, зарегистрированной в Казахстане. Договор будет составлен в виде электронного документа и подписан электронными подписями.
Имеет ли такой договор юридическую силу? В каком виде его необходимо будет представить в налоговый орган (в виде файла (и какого формата) или в распечатанном виде с отметками об электронной подписи) и в уполномоченный банк? Будет ли распечатка договора считаться его подлинником?
Гражданско-правовой договор, подписанный электронными подписями, имеет юридическую силу. Если договор будет подписан квалифицированными электронными подписями сторон (в том числе электронной подписью иностранного контрагента, которая отвечает признакам квалифицированной электронной подписи, он будет признаваться равнозначным договору на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями.
В налоговый орган по общему правилу достаточно представить заверенную руководителем (или уполномоченным представителем) организации копию (распечатку) договора, составленного в виде электронного документа, сделанную на бумажном носителе, с отметкой о подписании договора электронными подписями.
Способ представления договора в уполномоченный банк в целях осуществления валютного контроля определяется по согласованию между организацией и уполномоченным банком.
Обоснование позиции:
1. Прежде всего отметим, что согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п. 1 ст. 160 ГК РФ.
В свою очередь, абзац второй п. 1 ст. 160 ГК РФ предусматривает, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, определены ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Закон N 63-ФЗ). Согласно ч. 1 этой статьи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Отметим, что равнозначным документу, который составлен на бумажном носителе и подписан собственноручной подписью, может признаваться и электронный документ, подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, в случаях, которые установлены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).
С учетом изложенного полагаем, что в настоящей ситуации юридическая сила договора, составленного в виде электронного документа, будет очевидной (в том числе для третьих лиц), если этот договор будет подписан квалифицированными электронными подписями сторон (разумеется, если законодательство не требует составления этого вида договора исключительно на бумажном носителе).
Обратим внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 63-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в РФ признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании Закона N 63-ФЗ.
Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права (ч. 2 ст. 7 Закона N 63-ФЗ).
То есть если в рассматриваемом случае электронная подпись иностранного контрагента по своим признакам соответствует квалифицированной электронной подписи (позволяет определить лицо, подписавшее договор, имеется квалифицированный сертификат, в котором указан ключ проверки электронной подписи и т.д.), такая подпись признается квалифицированной электронной подписью, несмотря на то, что этот сертификат выдан в соответствии с нормами иностранного права (постановление Тринадцатого ААС от 13.08.2015 N 13АП-13908/15).
2. НК РФ не предусматривает как общее правило необходимости представлять в налоговый орган в соответствующих случаях гражданско-правовые договоры исключительно в виде подлинников документов.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В абзаце третьем п. 2 ст. 93 НК РФ указано, что представление документов, составленных в электронной форме по установленным форматам, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Если такие документы представляются по телекоммуникационным каналам связи, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя (абзац пятый того же пункта).
Как неоднократно отмечали в своих разъяснениях представители контролирующих органов, документы, составленные в электронной форме не по формату, установленному ФНС России, в случае истребования в рамках налоговых проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью (письма Минфина России от 01.10.2018 N 03-02-07/1/70444, ФНС России от 06.12.2019 N ЕД-4-15/25049, от 11.12.2017 N ЕД-4-15/25048, от 09.09.2015 N СА-4-7/15871).
Заметим, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС (п. 1 ст. 164 НК РФ) контракт с иностранным контрагентом в налоговый орган также достаточно представить в виде копии (ст. 165 НК РФ, п. 4, пп. 8 п. 20, п.п. 24, 32 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014)).
Таким образом, в случае необходимости представить в налоговый орган договор с иностранным контрагентом, составленный в виде электронного документа, и невозможности представления такого документа по установленному формату (приказ ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@) необходимо распечатать этот договор на бумажном носителе с отметкой о его подписании электронными подписями сторон и заверить эту распечатку подписью руководителя организации (п. 1 ст. 27 НК РФ) или ее уполномоченного представителя (ст. 29 НК РФ), если он обладает полномочиями заверять копии документов.
Такая распечатка текста договора будет признаваться копией документа, поскольку подлинником в этом случае будет сам электронный документ. Ведь электронный документ как подлинник существует в электронной форме, и именно этот документ, а не его бумажная распечатка признается равнозначным документу, составленному на бумажном носителе и подписанному собственноручной подписью. Однако в настоящей ситуации, как мы полагаем, данное обстоятельство значения не имеет, поскольку, как отмечалось выше, в налоговый орган в необходимых случаях достаточно представить заверенную налогоплательщиком копию договора.
3. В силу п. 15.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления” (далее – Инструкция N 181-И) документы и информация, связанные с проведением операций, а также иные документы и информация, требование о представлении которых установлены указанной Инструкцией, представляются резидентом (нерезидентом) в уполномоченный банк в электронном виде и (или) на бумажном носителе в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом (нерезидентом).
Пунктом 15.10 Инструкции N 181-И определено, что в случае, если уполномоченный банк и резидент обмениваются документами и информацией в электронном виде, порядок такого обмена, установление процедуры признания аналога собственноручной подписи, в том числе электронной подписи отправителя (электронная подпись), ответственность за достоверность информации, подлинность электронной подписи определяются уполномоченным банком по согласованию с резидентом.
Таким образом, если в рассматриваемом случае договор, заключенный с иностранной организацией, необходимо будет представить в банк в связи с совершением валютных операций, то способ такого представления (в виде электронного документа или на бумажном носителе, формат представления документа в электронном виде, порядок заверения копии договора на бумажном носителе и т.д.) организация должна определить по согласованию с уполномоченным банком.